Юзабилити (с английского usability) термин описывающий степень удобства и эффективности, это понятие относится к микроэргономике. В нынешних реалиях, проработка юзабилити и удобства расположения графических элементов, занимает более значимое место при создании сайта, чем просто классический веб-дизайн. К примеру, всё больше людей начинают использовать минимализм в дизайне, а он, как известно, считается одним из самых лучших способов достижения эффективности восприятия информации.
Чтобы разобраться в успешных вариациях веб-дизайна и юзабилити, надо понять с какой целью и что ищет посетитель у вас на сайте. Посетителя сайта, можно сравнить с простым покупателем в магазине – они так же ходят по сайтам и ищут интересные материалы или услуги. И у тот кто добьётся внимание у посетителей, тот и выиграл.
Самое главное, это стать на место потенциального посетителя и представить, что он хочет увидеть на сайте. Надо задать вопросы самому себе и уже получив ответ на них, начинайте прорабатывать дизайн и графические элементы, которые будут присутствовать на странице.
Думать как посетитель – это самое главное плавило для любого веб-разработчика, потому что он творит и создаёт именно для них, а не для себя. Ну а на что обращать внимание, мы сейчас приведём ниже.
Интуитивно понятное меню и содержание – залог успешности любого сайта. Чем легче посетителю ориентироваться среди вашего контента, тем более лояльно он будет относиться к сайту и скорей всего станет постоянным читателем или клиентом.
Иногда даже простота сайта, не даёт сто процентов гарантий, что посетители смогут отыскать нужную информацию. Иногда для облегчения поиска информации, стоит прибегнуть к визуальным подсказкам – так сказать направлениям.
Тут всё понятно, на сайте должно быть минимум отвлекающих элементов. Если есть формы регистрации, то они должны быть по возможности короткими и понятными.
Вы может быть не знали, но у сайта очень много элементов, которые привлекают внимание посетителей больше всего. Это и изображения и выделенный текст, и многое другое. Поэтому все важные блоки должны быть:
Но надо запомнить, что глаз человека нелинейное устройство и он не может долго фокусироваться на одном объекте, поэтому такие отвлекающие факторы как анимация или реклама, буду делать своё дело, то есть отвлекать посетителя от основного содержания. С этим ничего не поделаешь, только если полностью убрать с сайта.
Часто дизайны сайтов, критикуют за не правильное использование объёмных графических элементов – таких как объёмные формы комментирования или кнопки с большим количеством графических эффектов. Но при верном использовании, взаимодействие посетителей с сайтом становиться на порядок эффективнее, так как с помощью этих элементов, посетители сразу понимают как управлять сайтом и куда следовать.
Это одно из главных обязанностей дизайнера, при создании проектов. Ведь пользователи заходят на сайт в поисках полезной информации, а не для того чтобы оценить великолепие дизайнерских элементов (хотя бывает и на оборот, если сайт «портфолио дизайнера» например). Постоянное стремление к дизайнерской простоте, очень сложная задача.
Как-то Михаила Тимофеевича Калашникова (изобретатель автомата Калашникова) спросили о том: «Как он создал такой надёжный и качественный автомат, не имея технического образования и использую можно сказать, подручные средства», ответ был гениален:
«Я руководствовался одним правилом – всё сложное делаем простым»
В этом вопросе не стоит придумывать велосипед, вы простой откройте любой выпуск популярной газеты или журнала и запомните все самые важные элементы:
Есть такой понятие как «зрительный язык» и он подразумевает три фактора, через которые идёт общение:
Использовать традиционные цвета и блоки на сайте – это не означает, что сайт станет скучным и запоминающем. Стоит помнить, что использование традиционных вещей, помогает посетителю быстро понять структуру нового сайта.
Тестирование удобства и понятности дизайна и структуры сайта – очень важный элемент в развитии нового проекта. Чем раньше вы начнёте тестирование, тем быстрее вы найдёте ошибки и сможете их исправить. Есть очень хорошая поговорка Стива Круга:
«Тестирование с одним пользователем в сто раз лучше, чем тестирование без пользователей вообще»
Ведь вы наверно и сами уже замечали, что основные ошибки возникают при начальных этапах создания и проектирования дизайна.
Тестирование сайта на юзабилити всегда дают полезные результаты, даже если он кажется идеальным для вас.